sembond (sembond) wrote,
sembond
sembond

Categories:

Артёмовск и его завод шампанских вин.

Очередное событие для публикации одного моего дня в соответствующем сообществе было тоже из разряда краеведческих. Первый харьковский опыт оказался удачным, и было решено продолжать серию отчетов о путешествиях в формате одного моего дня. Сегодняшний рассказ о путешествии 23-го ноября 2013 года в районный центр Донецкой области - город Артёмовск. Кроме всех других замечательностей в Артёмовске есть завод шампанских вин, расположенный под землей в гипсовой шахте. В принципе это и была цель путешествия. Его-то (завод) мы и посетили. На этот раз я поехал не в своей обычной компании. По приглашению посла ЖЖ в Донецкой области dennislapin попал в экскурсионную группу. В моих анкетных данных со времени первого путешествия ничего не поменялось, традиций нарушать не стану, просто повторюсь. Меня зовут Семен, мне 37 лет, работаю инженером, проживаю Донецке.





Эта поездка была можно сказать плановой. Есть желание посетить все пищевые производства в округе. Кроме упомянутого завода, в Артёмовске есть еще и соляная шахта, в которой производится половина всей добываемой соли на территории СССР. Прямоугольные пачки с шестиугольниками известны всем. Туда добраться еще предстоит в ближайшем будущем и об этом естественно придётся не смолчать в формате одного моего дня, жадничать не стану, так что терпите.

Приступим к описательству поездки с самого начала, как обычно опуская интимные подробности. Подъем в 06.00, мыльно-рыльное, туда-сюда, завтрак и... Чёрт, чуть не забыл, нужно же фотографировать! Соберись, тря..! Опа! Первый кадр, часы в эфире. Понеслась:

1.


(Дальше часы я фотографировал, но не публикую для экономии жизненного пространства. Придется по ходу пьесы про время верить мне на слово :).
Одеться, упаковаться и традиционно погладить Масину лапку на удачу:

2.



В этот день жена оставила меня без лучшего фотоаппарата, затеяв "брачную" фотосессию наших знакомых. Пришлось пользоваться чем попало. Ну, пусть учится. Это у неё вдекретное хобби такое. Я ж не против, только вот без камеры остался... "Щас не об этом".

"Заправлены в планшеты космические карты ... У нас еще в запасе четырнадцать минут". В путь. Выхожу из дома. Хвастаюсь. Вот такой Лондон "прикинул" мой сосед. Я ему даже помогал немного.

3.



Остановка, автобус, выход. Несмотря на ранее субботнее утро, коммунальщики чистят остановки. Транспорта на дорогах почти нет:

4.



Сбор назначен на 08.00 возле театра. Только я забыл, какого именно! Мазня! Понастроили очагов культуры... Благо - они расположены близко. Да и 14 минут в запасе. Прибежал я к оперному, а нужно к драматическому. Естественно, фиксирую тыл памятника архитектуры местного значения 1936 года. Пока его еще не принялись реконструировать.

5.


Минуя его, лечу к месту старта экспедиции. Вот, публика уже подтянулась:

6.



Поехали! На дорогах транспорта по-прежнему мало и выезд из города должен быть шустрым:

7.



Долго ли, коротко ли, через полтора часа нарисовалась наша первая цель - город Артёмовск.

8.



Следует дать небольшую историческую справку, чтобы понимать - с кем мы имеем дело. Или не следует.., ссылку дал, если чо, сами прочитаете :) Скажу лишь основное. Городу более 440 лет, является старейшим в Донецкой области, получил развитие благодаря разработкам залежей соли, гипса и производства разных строительных материалов. До 1924 года город назывался Бахмут. В своё время Артёмовск всерьёз претендовал на звание областного центра. Сейчас троллейбусы в городе курсируют, значит промышленность кое какая работает, то есть всё хорошо:

9.



Так, мы же уже топаем по городу. Возле первого экскурсионного объекта групповое фото. Я там тоже немного есть, как же без меня-то, вон, "пошел краями". На фоне старый вокзал постройки 1878 года:

10.



В городе Артёмовске не может не быть памятников человеку, чьим именем назван город в 1924 году. Артём - видный политический деятель, его изображения попадаются не редко. Этот памятник рядом со стекольным заводом малоизвестный и находится уже в неприглядном виде:

11.



Он установлен рядом с заводским гаражом. Состояние завода соответствует картинке - классическая осень. Еще мне понравилась лавочка. Таких теперь нет:

12.



Идём дальше. Есть еще одна история с самым большим памятником Артёму в городе. Его создал известный скульптор Иван Кавалеридзе в его любимой авангардной манере, но фашисты во время оккупации памятник уничтожили. После войны автору не разрешили восстановить свое произведение и построили вот этот, в стиле уже другого времени:

13.



Особенно налегать на достопримечательности не буду, отмечу по пути лишь некоторые интересности. Еще хочется отдельно показать местную архитектурную особенность. Входные группы самых разнообразных магазинов оборудованы пандусами для колясок. Их так много, что это бросается в глаза. Связано или нет это с тем фактом, что в городе живет главный тренер параолимпийской сборной Украины, неизвестно. Но в городе сборная тренируется в некоторых видах спорта:

14.



Вся историческая архитектура располагается в центре, компактное залегание которой способствует увлекательной экскурсии. Вот ажурное здание бывшего Азово-Донского банка 1900 года постройки:

15.



А этот модерн от дома Абрамовичей. Того самого или нет, не берусь уточнить:

16.



Естественно не могу я пройти мимо моего излюбленного архитектурного элемента - углового дома. Попадаются на пути произведения всех эпох. Жаль, что в современном градостроительстве подобное не применяют:

17.



Кроме всего, в ходу следования попадались милые старинные провинциальные детали. Номерные таблички в действующем состоянии с подсветкой не встретились, зато колонка - высший класс. В ансамбле с канистрой - полная гармония. Из таких колонок мы в детстве заправлялись водой для летних обливаний:

18.



Ну, не такая уж это и провинция, артёмовские байкеры тоже известны:

19.



Бросилась в глаза душевность местного населения. В центре города выступал ветеран афганец с соответственным репертуаром. Так не менее половины прохожих внесли посильный вклад в коробочку музыканта. Даже дети приобщаются к благотворительности:

20.



У нас всё-таки экскурсия, поэтому без культовых сооружений не обойдемся. Ознакомились с католическим костёлом. Теперь вот протестантская церковь. Весьма старинная. Всю древнюю историю в городе работали иностранные специалисты. Они и постарались для себя. Сейчас идет реконструкция, старое здание обкладывают кирпичом:

21.



Если в городе процветала торговля, то таки куда деваться. Было кому заниматься. В дореволюционное время Бахмут был самым еврейским городом в губернии. Каждый четвёртый житель был евреем. После войны эта статистика значительно изменилась. Об этом в нашей истории упоминание будет позже. Синагога была и не одна. Сохранилось здание только этой. В нём после революции находилась много чего, в том числе и мастерская упомянутого скульптора И. Кавалеридзе:

22.



После осмотра последнего архитектурного объекта, группа направляется к автобусу. Время стремится к обеденному - 11.30. Нас ждёт подкрепление и к тому же приближается начало главной нашей экскурсии на заводе шампанских вин.

Есть время заглянуть в соседние дворы. Классический материал дворового декора - автомобильные шины:

23.



Или вот. Был дом просто бревенчатым, позже его утеплили. И номерная табличка! Из современных деталей - выносные электронные счетчики. Всё под контролем:

24.



Вот еще один тихий типично провинциальный дворик. Аккуратные лавочки, гаражи, белье сохнет... А слева в углу расположился душевный домик. Огород небольшой рядом, закусочку выращивать. В Германии такие дачки популярны. Но не во дворах, разумеется. А тут так запросто...

25.



Обед! Вся группировка завалилась в модный местный ресторанчик, куда приглашают гастрольных звезд. Естественно, в холле была фотогалерея. Показывать не стану. Зато поделюсь вкусным обедом. Так, что там у нас сегодня... "В этот день бог послал Александру Яковлевичу на обед бутылку зубровки, домашние грибки, форшмак из селедки, украинский борщ с мясом 1-го сорта, курицу с рисом и компот из сушеных яблок" (с) Зачеркнуть? Будет не так вкусно :) У нас было не хуже и с тем же компотом:

26.



Основательно подкрепившись и отдохнув, выезжаем на завод. У въезда стоит ряд цистерн с винным материалом свежего урожая. Его закупают с сентября по декабрь:

27.



Тут же идет бойкая торговля в розлив. На вкус - обычное молодое вино. Но вкусное:

28.



Наша экскурсия была заранее спланирована, поэтому группа попадает на территорию без заминок и очередей. У входа экскурсовод проводит краткий инструктаж по технике безопасности, правилах поведения на территории действующего предприятия и нежелательности фотографирования сотрудников. Поэтому вы не увидите фото стартового брифинга, а сразу наглядную агитацию. Из нержавейки выстроен год создания предприятия. Пара слов об истории будет ниже. И знак интересный. При незнании матчасти можно подумать, что шланги для втягивания шампанского внутрь привинчиваются тут. Но нет. Он означает... ну, не важно:)

29.



Весь цикл производства на заводе шампанских вин расположен под землёй, на глубине 72 метра в бывших гипсовых шахтах, добыча гипса в них началась ещё в 18-м веке. Шампанское производится традиционным бутылочным способом. То есть оно доходит до нужной кондиции именно в бутылке. При более простом и дешевом способе шампанское вызревает в больших емкостях и только перед упаковкой и продажей его разливают по бутылкам. Идея организации производства в Артёмовске принадлежит Анастасу Микояну, которую поддержал Сталин. Вино в деревянных бочках сначала выдерживали в соляных шахтах. Там металлические кольца бочек портились от слишком солёного воздуха, и производство оттуда пришлось убрать. Тут же рядом нашлись гипсовые выработки с идеальной температурой ок. 14 градусов и подходящей влажностью. Основная история теперь известна. Мы подошли к шахтному входу. На барельефе изображена сцена из античной мифологии про то, что все мужики... как Бахус совращает угощает вином Ариадну:

30.



Это вход. Главный коридор. И мы сразу обращаем внимание на цветные лампы подсветки. И на цвет стен. Они все не белые. Оказывается, это так специально сделали. Так как всё рабочее время сотрудники проводят под землей, и белые стены и лампы угнетают психику и, как следствие, снижается производительность труда. Поэтому все гипсовые стены окрашены в разные цвета и действительно делают нахождение под землёй не таким угнетающим:

31.



Потолки поддерживаются естественными колоннами, образовавшимися в шахте в процессе добычи гипса. А дорога всё ещё ведёт вниз. Дороги полноценные асфальтированные. Так как пространство находится в замкнутом пространстве, в основном работают погрузчики и автомобили с электроприводом. С вентиляцией всё нормально, дискомфорта не почувствовали. Также на территории есть туалеты, умывальники и раздевалки для сотрудников. И дегустационный зал. Но об этом "после, после" :)

32.



Заходим в Винцех. Тут всё начинается. Винный материал после проверки в лаборатории поступает сюда и его разливают в специальные эмалированные ёмкости для выдержки. Тут молодое вино живёт один год. На каждой бочке есть бирка: что, откуда, когда залито. На этом этапе еще производится купажирование - смешивание различных видов виноматериала для получения в будущем разных сортов шампанского. Пропорции, разумеется, - секрет.

33.



Люки в бочках предназначены для чистки. Есть специальная бригада изящных девушек, которые занимаются мойкой ёмкостей после их опустошения. Всего парк резервуаров насчитывает несколько сотен. На предприятии работают в основном женщины, вот они и пытаются разнообразить глубокое подземелье различными декорациями. Заодно и сверим часы:

34.



Постепенно мы углубились и судя по указателям от входа находимся в 245 метрах. Но мы идём дальше. Всюду ёмкости. Хорошо видны гипсовые колонны и арка:

35.



Идём дальше, глубже:

36.



Производство постоянно модернизируют. Внедряют новые линии и оборудование. Избавляются от ручного труда. Некоторые примеры будут позже. А вот тут, например, новые ёмкости из нержавейки:

37.



Следующий этап в рождении шампанского это "тираж". Виноматериал попадает в цех розлива. Тут тоже установлена новая линия. Но по причине выходного дня цех не работал. Поэтому живьем розлив мы не увидели. При розливе в бутылку добавляют дрожжи, сахар и ликер. Количество для разных сортов разное. Следует теперь вспомнить о бутылке. Используются только новые бутылки. Они выдерживают давление до 17-18 атмосфер. Само шампанское в бутылке давит 6. По этой причине повторно бутылки не используются. Для артёмовского шампанского бутылки производят в Днепропетровской области. И называется она, чтоб вы знали, что у вас в руках не просто бутылка, а "Бутылка шампанская-КПШ-4-750". Бутылок в процессе розлива потребляется несколько тысяч за смену, поэтому "снаряды подвозят" к цеху даже в выходные:

38.



А эту картину можно было бы назвать "Неплохо вчера посидели". На самом деле это брак и бой. Используется повторно при производстве бутылок. В виде порошка конечно.

39.



После розлива бутылку закупоривают металлической крышкой похожей на пивную и бутылка поступает на следующий этап - выдержку. Это вторичное брожение. Бутылки штабелируются в горизонтальном положении. По современной технологии для удобства их укладывают в металлические сетки. Так их можно легко транспортировать:

40.



Их применяют только частично. В основном штабелирование происходит по старинке. Все ряды маркируются мелом и бирками. Бывает, что бутылки взрываются на этом этапе. Осколки собирают, для этого тут ведра и ящики:

41.



Все бутылки покрыты слоем пыли. Это не обычная уличная пыль (откуда бы ей взяться под землей), а гипсовая. Она оседает постоянно и везде. Поэтому всё оборудование постоянно чистят, а дороги поливают водой. Для бутылок она не страшна:

42.



Всюду порядок как на параде. И стены разноцветные:

43.



Выдержка происходит от девяти месяцев до года. За это время в вине образуется осадок, и он откладывается на "дне" бутылки. Вот тут его хорошо видно:

44.



После выдержки бутылки переезжают в цех шампанизации. И мы топаем туда же. По пути нам встретился гипсовый Бахус - бог виноделия:

45.



Здесь происходит рюмаж. В этом помещении бутылки переворачивают горлышком вниз...

46.



и устанавливают в наклонные пюпитры, где осадок оседает у горлышка.

47.



В этом и заключается классика жанра. Вино выдерживается в бутылке. Процесс сбора осадка в горлышке и последующее его удаление придумала известная всем вдова Клико. До неё шампанское всякие гусары пили мутным.

Процесс рюмажа заключается в том, что специальные рюмюеры периодически встряхивают бутылку, вращают с лёгкими ударами о бортики пюпитра и тем самым перемещают осадок к горлышку. Чтобы не запутаться в процессе переворачивания, на дно бутылок наносят метки. Рюмюерами работают только женщины. Они за смену переворачивают несколько тысяч бутылок. Работают 12 человек:

48.



Стоит как раз упомянуть об облегчении ручного труда. Раньше работали в бригаде 24 рюмюерки. Половину сменили на вот такое автоматизированное оборудование. Бутылки укладываются в спец ящики и робот по определенной программе переворачивает их. Полностью перейти на такой способ пока не решаются. В ручном встряхивании заключается весь смысл. Рюмюер знает, с какой силой встряхнуть каждую бутылку и на какой угол повернуть. Тем самым в шампанское вкладывается душа. Кстати, фотографировать вот это оборудование почему-то запретили:

49.



Вот так пюпитры с горлышками выглядят "изнутри":

50.



А это уже опустившийся к пробке осадок:

51.


Процесс удаления осадка называется дегожированием. То есть перед упаковкой из бутылки вручную извлекали пробку с осадком. Такой процесс очень трудоёмкий и затратный, т.к. при этом из бутылки выливается много вина. Теперь всё автоматизировано и об этом позже.

Но пока немного отвлечемся от виноделия. Вот этот коридор выглядит не так как остальные гипсовые галереи. Это восстановленный забетонированный проход:

52.



В этом месте находится "стена плача". Причем самым натуральным образом сквозь гипс пробиваются капли воды. Что же здесь произошло. Об этом напоминает памятная плита, на которой написано "Здесь в период временной немецко-фашистской оккупации, с 5 по 9 января 1942 года были зверски уничтожены свыше 3000 советских граждан. Артёмовцы никогда не забудут этого неслыханного злодеяния фашистских захватчиков. Вечная слава вам, невинным жертвам фашизма":

53.



А произошло здесь следующее. Фашисты обнаружили заброшенную гипсовую шахту и решили её использовать для уничтожения мирного населения. Вначале там просто расстреливали и замуровывали в выработках всех неугодных, а затем решили разобраться с евреями одним махом. А именно собрали всё еврейское население в городе, которого как мы уже знаем, до войны было очень много, и отвели в шахту. После чего все выходы были взорваны. Как бы то ни было, а очевидцы остались и после освобождения города советскими войсками это место показали и в шахту смогли попасть. Благодаря микроклимату в шахте, точнее высокой влажности все тела очень хорошо сохранились и многих удалось опознать. Кроме того у людей с собой были и документы. В результате появилась книга памяти, где все жертвы перечислены поимённо вместе с годами рождения. Среди них были в основном дети, женщины и старики:

54.



"Стена плача" сама по себе уникальное явление, так как залежи гипса и вода - две вещи несовместны. Гипс воды боится. А здесь небольшими каплями вода просачивается сквозь стены. Скорее всего во время взрыва произошло смещение пород и грунтовые воды изменили своё течение. Но стена "плачет":

55.



Жизнь продолжается и мы возвращаемся к производству. Выходим на финишную прямую. Точнее к полностью автоматической линии. Вначале здесь происходит дегоржаж. Горлышки бутылок замораживают вместе с осадком в специальном растворе, после чего пробка с осадком легко удаляется:

56.


После вскрытия бутылки поступают на ликеродозировочную машину, где добавляют экспедиционный ликер. От количества ликера зависит марка шампанского: экстра-брют, брют, сухое, полусухое или полусладкое. Затем бутылки закупоривают прессом с усилием две тонны корковой пробкой, которую привозят из Португалии:

57.



Потом пробку фиксируют металлическими уздечками - мюзле и отправляют на контроль:

58.



Все бутылки на конвейере просматриваются оператором на свету. Основной брак - недолив. Отбракованные бутылки переходят в дегустационный зал.

59.


Единственная операция в производстве, которая проводится на поверхности - это наклейка этикеток и упаковка. В шахте очень влажно и этикетки не приклеиваются достаточно крепко.

Займёмся теперь тем, что должно быть самой приятной частью нашей экскурсии. Переходим в дегустационный зал. Вначале нам дают попробовать тот самый первичный винный материал, который привозят в цистернах, продают у входа и заливают в нам уже знакомые ёмкости:

60.



Затем по всем правилам, повышая градус, нам дают попробовать каждого вида шампанского, которое тут же и производится. Сколько их было всего, я не помню. Сбился где-то на десятом. К тому же с нами был один непьющий товарищ и пришлось частично отдуваться и за того парня:)

61.



В общем, к концу дегустации внутри меня "приятная гибкость образовалась" и стало совсем тепло и душевно. Уходить не хотелось:) "А дома жена" и пришлось взять себя в охапку. Перед уходом оставил отзыв в гостевой книге. Ну, на сколько сил хватило ;)

62.



После чего аккуратно рулим домой и выгружаемся в исходной точке - Драмтеатр им. Артёма, между прочим. Время? А кто за ним уже следил? :) Ладно, ладно. Было уже 18.34:

63.



То есть еще не поздно и решаем с dennislapin прогуляться пешком по городу, попутно выполнив пару дел.

Пока ехали, успели проголодаться. Зашли в грузинскую кулинарию, съели янтых, это такой "чебурек":

64.



На следующем пит-стопе угощал уже я. Есть у нас такой кулинарный ряд. Так вот тут, в бургерной (бургеры, кстати, тоже ничего) варят самый вкусный уличный кофе:


65.



Потом в автобус и домой. Вот последний перекрёсток на сегодня. На нашей улице, кстати, в 16-ти этажке когда-то жил легендарный вратарь Шахтёра Дмитрий Шутков.

66.



Через несколько минут я уже дома. Традиционное фото: Мася встречает папу и тут же принимается разбирать трофеи:

67.



Сегодня у нас гостит бабушка. Привезла кучу вкусного. Так что пришлось ужинать еще разок. Ну, совсем чуть-чуть :) Вечером как обычно Мася гвоздь программы. Она смотрит мультики, их озвучивает и "экранизирует" всё происходящее. Вот, кто-то побежал:

68.



Последние силы отданы интернет-зависимости чтению лент, новостей и прочего хлама интересного. Минуем водные процедуры и прочую беллетристику. Фотографий на сегодня больше не будет. По времени - ничья.

69.


Поездка удалась, всё произошло гладко и ненапряжно. Пока я думал над этим постом, мы с Денисом смотались в Артёмовск еще раз, третьего января, на предмет более детального изучения архитектуры. Также посетили местный краеведческий музей. Так что с городом мы теперь более-менее знакомы. И как обычно в формате одного моего дня ;)
Tags: Артём, Артёмовск, Бахмут, Донецк, Донецкая обл., Кавалеридзе, Мася, архитектура, вино, еда, завод шампанских вин, памятник, синагога, церковь, шампанское, этнографическая экспедия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments